Премьера рок
Практика коллективных прослушиваний новых альбомов на хорошей аппаратуре, существовавшая в крупных рекорд-компаниях, заслуживает реанимации. Коллективный опыт однократного прогона альбома «The Endless River» без возможности нажать на паузу или промотать вперед, зато с хорошим пивом и мягкими пуфами на полу был делом стоящим. Эмоции были максимально достоверные, не то что MP3-файлы в телефоне или YouTube-ролики в динамиках лэптопа. Pink Floyd заслуживает именно такой премьеры, как бы для кого ни звучало сегодня название этой группы.
Содержимое «The Endless River» - доработанные треки, оставшиеся за бортом альбома Pink Floyd 20-летней давности «The Division Bell». Материал создан лидером самого позднего состава PInk Floyd гитаристом Дэвидом Гилмором, барабанщиком Ником Мейсоном и клавишником Риком Райтом. Рик Райт ушел из жизни в 2008 году, и «The Endless River» - дань памяти товарищу. Коллекция инструментальных треков, из которой вызрел альбом «The Endless River», известна поклонникам группы как «The Big Spliff» («Большой косяк») - альбом эмбиента (медитативной электронной музыки, пользовавшейся особой популярностью в 1990-х), записанный Pink Floyd в период работы над «The Division Bell», но так и не выпущенный. Материал, собранный из архивных набросков и дублей, объединен на «The Endless River» в четыре главы, каждая из которых делится на несколько тем. Только в одной из них, финальной «Louder Than Words», звучит вокал - голос Дэвида Гилмора.
В остальном «The Endless River» - собрание эмбиента и разнообразных мгновенно узнаваемых инструментальных ходов. Фактически первые 20 минут «The Endless River» наводят на мысли о том, что весь диск - это своего рода конструктор, из которого путем сложения и вычитания элементов можно выстроить «типичный» альбом PInk Floyd. Но, зная, что у Pink Floyd не было «типичных» альбомов, что все они грандиозны по-своему, впору расстроиться и предположить, что группа пошла по пути многих ветеранов, покойных и здравствующих - в диапазоне от Боба Дилана до Майкла Джексона,- и теперь будет выбрасывать на рынок свои архивы, тщательно отмеряя дозы. Однако Дэвид Гилмор обещает, что «Бесконечная река» - это конец, больше ничего не будет.
Продюсерами альбома стали четверо: Дэвид Гилмор; гитарист Roxy Music Фил Манзанера, причастный среди прочего к записи сольного альбома лидера Pink Floyd «On An Island» (2006); Мартин Гловер по прозвищу Youth, участник группы Killing Joke и сайд-проекта Пола Маккартни «The Fireman»; Энди Джексон, старинный товарищ Pink Floyd, фактически их штатный архивариус. Большую часть времени они потратили на отбор материала и многократное пересведение и перезапись. Фил Манзанера получил первые пленки из архива Pink Floyd в 2012 году, а год назад состоялась запись новых дорожек.
Кажется, то, что зафиксировано на первой трети «The Endless River», можно растянуть на несколько часов атмосферного эмбиентного звучания, и тогда вообще непонятно, чем это принципиально отличается, например, от «Metallic Spheres» (2010) - совместного альбома Дэвида Гилмора и электронной группы The Orb, к которому также приложил руку Youth. Однако в середине «The Endless River» вдруг прибавляется драматизма, резко усиливается роль ударных и начинает казаться, что главный человек здесь не Рик Райт и не Дэвид Гилмор, а Ник Мейсон. А чуть позднее встревает израильский джазовый саксофонист и политический активист Гилад Ацмон: он играет такую мелодию, что сразу вспоминаешь, что Pink Floyd не только гениальные создатели звуковых ландшафтов, но и как минимум не менее гениальные хитмейкеры.
На финишную прямую, по направлению к «Louder Than Words», альбом вырулил на всех парах, и втянувшимся слушателям уже хотелось думать, что вот же, могут, как в старые добрые времена. Но после того как затих последний аккорд, в темном зале на экране появились знакомые видеообразы «Dark Side Of The Moon», зазвучало сердцебиение из увертюры альбома и тут же вспомнилось, что когда-то эта группа создавала пластинки, где каждая нота была отмечена божественной искрой.
Эта ли группа? Споры на данную тему ведутся еще с конца 1960-х. Pink Floyd ли Pink Floyd без Сида Барретта? А без Роджера Уотерса? А без Рика Райта? Молодые люди, пришедшие к классике Pink Floyd через «A Momentary Lapse of Reason» (1987), первый альбом с Дэвидом Гилмором в качестве лидера, вряд ли разлюбили этот альбом, послушав «Стену» и «Обратную сторону луны». С «The Endless River» сложнее. Этот альбом заработает группе денег, но вряд ли существенно пополнит ряды ее поклонников. Если судить по этому альбому, Pink Floyd в общих чертах эмбиент-группа с громкими гитарами. Но судить, к счастью, будут не по нему.