Каждую осень Нью-Йоркский международный кинофестиваль считает своих только что вылупившихся цыплят, то есть полученные от студий мировые премьеры горячих новинок начавшегося сезона наград.
Это все очень серьезно: именно по количеству артистических блокбастеров судят о рейтинге того или иного фестиваля. 52-й по счету NYFF (такова его аббревиатура) на североамериканском континенте занимает твердое второе место после Торонто, с которым пока ему не по силам тягаться.
На пятки NYFF наступает боевой весенний фестиваль Роберта Де Ниро Трайбека, но ему не хватает осмысленности в отборе фильмов.
Итак, фестиваль в Линкольн-центре пройдет с пятницы 26 сентября до воскресенья 12 октября. И откроется он показом новго фильма Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (Gone Girl). Интерес к нему огромный, так что билетами на него (как и на другие самые ожидаемые новинки) советую запастись заранее.
Те кинокритики-счастливцы, которым удалось увидеть «Исчезнувшую», сравнивают впечатление от фильм с катанием на американских горках. Сюжет этого психологического триллера в нескольких словах - супруга (актриса Розамунд Пайк) пропадает без вести в пятую годовщину свадьбы. Главным подозреваемым в ее исчезновении становится ее муж (Бен Аффлек).
Это экранизация бестселлера писательницы Гиллиан Флинн. Финчера считают одним из лидеров нового Голливуда, а две его последние по времени картины до «Исчезнувшей», «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона», говорят о мощном диапазоне его творческих способностей.
Центральным событием фестиваля назачена еще одна престижная премьера, тоже экранизация популярной книги и тоже все крутится вокруг расследования исчезновения женщины. Пол Томас Андерсон, репутация которого ничуть не слабее финчеровской, предлагает фильм «Врожденный порок» (Inherent Vice) c Риз Уизерспун, Джошем Бролином, Хоакином Фениксом и еще кучей хороших актеров, поставленный по книге Томаса Пинчона.
Здесь нас ждет погружение - цитирую по аннотации - в «параноидальную, задымленную атмосферу наркокультуры Лос-Анджелеса начала 70-х годов». По сюжету главный герой, частный сыщик, неравнодушный к марихуане. Его бывшая пассия исчезает вместе со своим новым богатым ухажером, и сыщик идет по их следу.
Рейтинг ожиданий картины Андерсона ничуть не меньше Финчера. Напомню две последние его работы - «Мастер» и «Нефть» (There Will Be Blood). Он великолепно работает с актерами и удивительным образом сохраняет самобытность в голливудском мейнстриме.
И, наконец, фильм закрытия, «Бердмен, или Удивительный соблазн заблуждения» (Birdman or The Unexpected Virtue of Ignorance) мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, успешно работающего в Голливуде. Он засветился уже на Венецианском фестивале, который открывал.
Это черная эксцентрическая комедия про бывшего актера, который пытается реанимировать свою карьеру в бродвейском театре. Его играет Майкл Китон, в других ролях Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс.
Все эти игры с премьерностью, по большому счету волнуют только завзятых фанатов и профессиональных кинокритиков. Ну показали «Охотника на лис» (Foxcatcher) Беннетта Миллера в Торонто, что с того? Количество желающих его увидеть на NYFF не уменьшилось, уверен, а скорее всего увеличилось из-за очень позитивного сарафанного радио. Мне лично очень понравился Стив Карелл, совершенно неузнаваемый и непроницаемо серьезный в роли миллионера-психопата Дюпона.
В самый последний момент в программу включили фильм Citizenfour про главного перебежчика нашей эпохи Эдварда Сноудена. А еще покажут новые ленты Ольвье Ассайаса «Зильс-Мария» (Clouds of Sils Maria) с Жюльет Бинош, «Прощай, язык» Жан-Люка Годара, очередной сюр от Дэвида Кроненберга «Звездная карта», добротный английский байопик «Мистер Тернер» гиперреалиста Майка Ли, остросоциальную драму братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» и - список, как говорится, можно продолжать.