В Инсбруке открылся фестиваль старинной музыки. Среди концертов и премьер много необычного, от музыки чернокожих рабов Латинской Америки до оперы Генделя, дополненной арией из более позднего его шедевра. Стоило ли ее дополнять, разбирался специально для «Ъ» АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Фестиваль музыка
1685 год можно считать одним из важнейших в хронологии барочной музыки. В этом году родились Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Доменико Скарлатти. И хотя до ближайшего юбилея каждого из них еще два десятка лет, в Инсбруке решили не тянуть. Афишу очередного, 38-го по счету фестиваля старинной музыки назвали лаконично - «1685». Среди трех дюжин концертов музыка разных стран и эпох, причем не только европейского барокко. Например, программа «Odisea Negra» представляет песни чернокожих рабов, завезенных в Латинскую Америку.
Концерты фестиваля проходят в храмах и замках всего Тироля. Так, в одной из самых красивых базилик Австрии, инсбрукской Вильтен, оркестр Academia Montis Regalis исполнял си-минорную мессу Баха. Создание одного из главных произведений в наследии композитора, настоящего opus summum, продолжалось 16 лет и завершилось за год до его смерти, в одном из фрагментов автор использовал даже свою композицию 1714 года (таким образом, время создания увеличивается до 35 лет). Почему убежденный протестант Бах создал под конец жизни католическую мессу, остается загадкой, никаких разъяснений на этот счет он не оставил. Долгое время считалось, что месса не исполнялась при его жизни полностью, хотя сейчас появилась гипотеза, основанная на архивных разысканиях, что ее все же играли в Вене в 1749-м.
В Инсбруке оркестром и хором академии дирижировал его основатель, нынешний интендант фестиваля Алессандро де Марки. Исполнение мессы Баха он может записать в один из самых успешных своих проектов - не часто услышишь такое величественное, сбалансированное звучание, способное помочь слушателю обрести другие измерения. Умеет де Марки и подбирать молодых солистов - на этот раз блистали и сопрано, англичанка Руби Хьюг и Мари-Софи Поллак с чешско-немецкими корнями, и мужчины-солисты, прежде всего австрийский альт Якоб Хупман.
А вот что интенданту удается хуже, так это подбор режиссеров для оперных спектаклей. На фестивале можно услышать до четырех опер, включая одну в концертном исполнении. Оперой открытия стал дебют Генделя в этом жанре - «Альмира». 19-летний автор взялся за заказ, который не успевал выполнить главный композитор той поры Райнхард Кайзер. Заказ предназначался для оперного театра на Гусином рынке, где сочинитель служил клавесинистом. Несмотря на то что часть либретто была написана на итальянском языке (Кайзер не верил в немецкое настоящее оперы), «Альмира» прошла с успехом, выдержав 20 представлений. Для сравнения: следующая опера Генделя «Нерон» еле выдержала три. Возможно, история тирана показалась не такой привлекательной, как история молодой королевы Кастилии, борющейся с собственным двором за право любить кого хочется.
В Инсбруке «Альмира» тоже прошла три раза - таково расписание. Выдержала бы она 20 представлений? Наверняка, благодаря музыке и если считать вместе с гамбургскими показами. «Альмира» - копродукция, в Гамбурге ее премьера прошла весной (сегодня тамошняя опера находится уже не у Гусиного рынка), часть певцов осталась и в Инсбруке - французское сопрано Мелисса Пети, украинский тенор-баритон Виктор Руд (Фернандо), немецкий тенор Мануэль Гюнтер (Осман).
В версии режиссера, голландки Йетске Мейнсен, герои Генделя гуляют по векам и странам: сцена за сценой персонажи меняют костюмы, а с ними и эпохи. Из царствования Марии-Антуанетты зритель попадает во времена накануне Первой мировой, затем в эпоху Елизаветы, потом уже в наши дни.
Трудно понять, зачем герои совершают все эти путешествия во времени, где неизменными остаются даже декорации (художник Бен Баур ограничился огромной деревянной конструкцией, во время поворотов которой на сцене меняется реквизит), разве что в поисках звукозаписывающих фирм. В «Альмире» есть чему радоваться звукорежиссерам, и оркестр (вновь под управлением де Марки) звучит отточено, и певцы заслуживают похвал.
Чтобы несколько разнообразить творение молодого (и в общем-то во многом еще зеленого) сочинителя, авторы постановки решили обогатить партитуру знаменитой арией из другой оперы Генделя - «Lascia ch`io pianga» («Оставь меня оплакивать жестокую судьбу…») из «Ринальдо».
Шведское сопрано Клара Эк достойно справляется с арией. Получилось уместно - в любой опере есть что оплакивать, а либретто «Альмиры» не умнее, но и не глупее ее современников.