Аль Пачино рассказал, как трудно быть актером

В программе нынешнего Венецианского фестиваля 55 фильмов, и cказать, что самые важные из них сосредоточены в основном конкурсе, будет неправдой. Вне зоны борьбы за золотых и серебряных львов интересного очень много. Так, вне конкурса состоялась премьера новой картины автора трилогии «Рай», австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Она называется «В подвале» и касается самых темных сторон человеческого сознания, тех, в которые, как в подвальные помещения, свет разума, любви, веры и надежды почти не проникает.

В противовес 62-летнему Зайдлю, другой классик мирового кино, 75-летний Питер Богданович представил в Венеции, тоже вне конкурса, картину, откуда темнота изгнана вообще. Если только это не темнота зрительного зала во время спектаклей и репетиций. She's Funny That Way (в российском варианте «Без любви виноватый») - чудесная история девушки по вызову (Имоджен Путс), которая благодаря случайной встрече с режиссером (Оуэн Уилсон) воплощает свою мечту и становится актрисой.

Богданович снял настоящую комедию положений, где одна нелепая ситуация сменяет другую, но каким-то удивительным образом все приходит к счастливому концу. Помимо двух главных здесь еще блестящие второстепенные роли: у Риса Иванса, который изображает почти самого себя - приглашенную в бродвейскую постановку звезду из Лондона, и у Дженифер Энистон, создавшей уморительно смешную пародию на психотерапевта, не способного совладать с собственной нервной системой. Ну, а в финале появляется Квентин Тарантино.

Вообще, Венеция-2014 войдет в историю как фестиваль очень сильных актерских работ, причем некоторые исполнители появляются не в одном, а сразу в нескольких фильмах. Самый широкий диапазон у Шарлотты Генсбур. С одной стороны, в Венеции пройдет премьера полной, трехчасовой режиссерской версии второй части «Нимфоманки» (фон Триер уже приехал), а с другой, Генсбур поучаствовала в мелодраме «Три сердца» Бенуа Жако - сродни тем, что любят показывать на канале «Россия».

Здесь Генсбур играет провинциалку из интеллигентной семьи, которая случайно знакомится с парижанином под 50 (у Бенуа Пульворда в Венеции тоже две роли, вторая - в «Цене славы» Ксавте Бовуа, где он играет обаятельного нарушителя закона, похитившего гроб с телом Чарли Чаплина).

Прогуляв по улицам городка всю ночь, влюбившиеся друг в друга с первого взгляда мужчина и женщина договариваются о следующем свидании уже в Париже, на которое он по уважительной причине сильно опаздывает. Она, не дождавшись, отправляется домой, а потом, с женихом, в Америку. Герой же вновь оказывается в том же городке и знакомится с другой красивой женщиной (Кьяра Мастроянни). На этот раз все идет гладко, под звон свадебных колоколов, и только ближе к концу фильма герой узнает, что девушки - сестры.

Если бы фестиваль происходил во Франции, попадание «Трех сердец» в конкурс еще можно было бы понять: поддержка отечественного производителя. Зачем этот фильм Венеции - бог весть. Разве что ради удовольствия увидеть на красной дорожке гранд-даму европейского кинематографа Катрин Денев (она играет маму героинь Генсбур и Мастроянни).

Место же главой звезды фестиваля прочно занято Аль Пачино. Он приехал в Венецию с двумя фильмами: конкурсным «Манглхорном» Дэвида Гордона Грина и внеконкурсным «Унижением» Барри Левинсона, обе картины представил в субботу, вдохновенно пообщался с журналистами и встретил восторженный прием у публики.

«Унижение» снято по роману Филипа Рота, причем идея экранизации принадлежит самому Аль Пачино. Он играет состарившегося актера, которому стало невыносимо тяжело выходить на сцену. Ему трудно удерживать в голове огромные массивы текста новых ролей, трудно заставить себя в тысячный раз произносить слова хорошо знакомых персонажей, одним словом, театр перестает быть для него домом, а становится тюрьмой. И он из этой тюрьмы бежит. Но жизнь вне сцены оказывается далека от идеала душевного покоя, о котором он мечтал. А реальность ускользает от восприятия, и все чаще воображаемый мир подменяет собой настоящий.

Герой Аль Пачино в «Манглхорне» - человек куда менее романтической профессии: он слесарь, который зарабатывает на жизнь изготовлением ключей и вскрытием замков. Но в трактовке режиссера Дэвида Гордона Грина в этой профессии проступает что-то метафорическое, намекающее, что в прошлом героя осталось много наглухо закрытых дверей.

По сути, обе картины о том, что в любом возрасте не надо позволять своему прошлому, как бы ты ни был к нему привязан, убивать настоящее и перечеркивать будущее. Оба фильма - настоящий бенефис Аль Пачино, и в обоих у него прекрасные партнерши, не стушевавшиеся от пребывания в кадре со звездой такого масштаба: Грета Гервиг в «Унижении» и Холи Хантер в «Манглхорне».

С большой долей вероятности можно предположить, что именно Аль Пачино станет лауреатом Кубка Вольпи - главной актерской награды фестиваля. Впрочем, у него уже есть серьезный соперник: Эндрю Гарфилд.

Сняв костюм человека-паука, Гарфилд сыграл главную роль в фильме «99 домов» американского режиссера иранского происхождения Рамина Бахрани. Его герой, мастер на все руки, теряет работу, а вместе с ней и возможность выплачивать ипотеку. Дом, где он живет с матерью (Лора Дерн) и маленьким сыном, отбирает банк, и семья оказывается в мотеле. Но вскоре герой Гарфилда получает странное предложение: стать подручным того самого агента по недвижимости (Майкл Шеннон), который изгоняет должников из их домов.

Социальный памфлет на любимую российской аудиторией тему «в Америке тоже плачут» на наших глазах оборачивается тончайшей психологической драмой, где герой вынужден постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу: можно ли ради спасения своей семьи заниматься «нерукопожатным» делом? К ответу «нет» Бахрани подводит нас виртуозно и с большим тактом. Так что награда за режиссуру для «99 домов» тоже весьма вероятна.

Если в программе фестиваля и социальность, и политика уверенно заняли важные места, то в своем внутреннем устройстве Венеция-2014 демонстративно вне политики. Фестиваль будто говорит всему миру: есть отдельная страна, кинематограф, и отношения в ней складываются по своим законам.

- Мы хотим иметь дело с людьми, которым доверяем, - заявил директор фестиваля Альберто Брера на открытии Венецианского кинорынка, когда представлял своих официальных партнеров: РОСКИНО, которое, при поддержке «Аэрофлота», сотрудничает с Венецианским кинорынком с 2012-го, и китайскую компанию IQIYI.com Inc., примкнувшую к команде в этом году.

- Все на свете связано с Родиной. У каждого из нас она своя, но у всех собравшихся здесь есть еще одна родина - это фестиваль. Мы все из разных стран, но Венеция стала для нас домом, - сказала на открытии кинорынка глава РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе.

И пригласила всех в Северную Венецию - на петербургский Медиа Форум, который будет в этом году проходить впервые. И который, как надеются его организаторы, несмотря на старт в сложнейшее время, будет жить долго.

Fedica.ru © Звезды и знаменитοсти. Культура и иссκуствο.