Представьте себе, что вы работница банка в какой-то провинциальной американской дыре, что вам уже не так мало лет и вы абсолютно одиноки. И вдруг среди ваших клиентов оказывается мужчина с внешностью Аля Пачино, хотя и подпорченной старостью и гримом в придачу, но все равно дико харизматичный. Плюс он говорит, не умолкая, а голос у него… вы сами знаете - волшебный. И даже если он ухитрится испоганить первое свидание, вдохновенно воспевая некую Клару, любовь его жизни, банковская работница, сначала всплакнет, обидится, но потом все простит. Все ж таки Аль Пачино встречается на дороге не каждый день.
Эта незатейливая история рассказана режиссером Дэвидом Гордоном Грином в фильме «Манглхорн», снятом с пленительной свободой и юмором, на одном дыхании. Маленькое кино из категории indie дарит еще одну опцию программе, где и так хватает отменных актерских работ: взять хотя бы Майкла Китона в «Бердмене». Кстати, Аль Пачино составил ему дополнительную конкуренцию, тоже сыграв старого артиста в творческом кризисе у Барри Левинсона в фильме «Унижение», снятом по мотивам романа Филипа Рота - правда, внеконкурсном.
Или еще раз мобилизуйте воображение. Вы парижский аудитор, не красавец, но и не урод, знаете толк в женщинах и нравитесь им. Вы едете в командировку в провинциальную французскую дыру, опаздываете на обратный поезд, и тут вам в кафе встречается Шарлотта Генсбур, словно вышедшая из фильма «Нимфоманка». У вас вспыхивает роман, вы назначаете ей свидание в саду Тюильри, но тут вас схватывает сердечный приступ, и следы новой знакомой теряются. Вы опять едете в ту же самую провинциальную дыру и знакомитесь с Кьярой Мастроянни, женитесь на ней, входите в семью, которую возглавляет ее мать, естественно, Катрин Денев,-- все, как в жизни. Но у невесты есть сестра, недавно отбывшая в Америку. Когда она приезжает на свадьбу, оказывается, это и есть потерянная Шарлотта Генсбур. Все три сердца на грани остановки…
Картину Бенуа Жако «Три сердца» журналисты встретили холодной насмешкой. Она и правда не очень задалась, несмотря на хорошие актерские работы, и в любом случае ей не место в престижном конкурсе. Режиссер пытается встроить в эстетику фильма закадровый текст, как это делал Франсуа Трюффо в «Жюле и Джиме», но Жако уж никак не Трюффо, и в отсутствие настоящего поэтического чувства условный сюжет выглядит совсем уж надуманным, не вызывает никакого доверия.
Вчера состоялась премьера фильма Фатиха Акина «The Cut»: название можно интерпретировать как «Резня», поскольку речь идет о геноциде армян, и как изрезанную человеческую жизнь. Герой фильма, армянский резчик по металлу с говорящим именем Назарет, попадает в самое пекло Первой мировой. Он лишается голоса и чудом остается жив, после того как янычары перерезали ему горло. Он теряет свою семью и даже веру в Бога, а остаток жизни проводит в поисках дочерей-близняшек, следы которых ведут из турецкого города Мардина в пустыню Месопотамии, а потом в Новый Свет - в Гавану и Северную Дакоту. Сценарий этого роуд-муви и одновременного авантюрного романа писался при участии знаменитого драматурга Мардика Мартина, чья предыдущая работа для кино «Бешеный бык» была исполнена 34 года назад.
Главного героя играет известный французский актер арабского происхождения Тахар Рахим, одним из продюсеров выступил недавно умерший немецкий продюсер Карл Баумгартнер, а турецкий кинофонд участвовал в финансировании этой международной копродукции. Как и многие подобные глобальные затеи, эта страдает определенной иллюстративностью и условностью (к примеру, все армяне общаются между собой по-английски), но эмоциональность и темперамент Фатиха Акина, турка, живущего и работающего в Германии, все же пробуждают зрительское соучастие.
Не будем забывать также, что это первое кино об армянском геноциде, снятое не армянами, а их историческими антагонистами. В нем есть попытка если не примирить участников этой трагедии, то все же показать человечность, не зависящую от национальности и пробивающуюся даже сквозь ужас тотального истребления.
Венецианский кинофестиваль считается обителью чистого искусства, но на самом деле не чужд политике. Уже на пресс-конференции перед открытием он выразил солидарность с двумя режиссерами, арестованными по политическим мотивам,-- Махназом Мохаммади из Ирана и Олегом Сенцовым с Украины, оставив два символических пустых стула в президиуме. А директор Альберто Барбера добавил, что петиции, которые инициировали Европейская киноакадемия в поддержку Сенцова и Французская гильдия режиссеров по делу Мохаммади, будут сведены в одну. Письмо против политических репрессий кинематографистов будет направлено в адрес российских и иранских властей от имени фестиваля.
Андрей Плахов